ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности: 

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • критическое мышление.

 С банком заданий можно познакомиться, перейдя по ссылке на страницу Института стратегии развития образования.

Полезные материалы по функциональной грамотности

Нормативное обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности в Санкт-Петербурге

1. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

3. Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р "О мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р".

4. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные прораммы, на 2021/2022 учебный год".

5. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 № 2920-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год".

6. Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

7. Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесение изменений в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

8. Приказ от 24.09.2021 №201/1-лс об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год

9. Приложение 1 "План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год "

10. Приложение 2. "Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт-Петербурга"

Подробнее

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

Впервые в 2022 году учащиеся 7 классов будут сдавать ВПР по двум обязательным предметам и двум, выбранным случайно (данная практика зарекомендовала себя в 2021 году в 6 и 8 классах) Сдавать ли ВПР оканчивающим 10 и 11 классы, как и в предыдущие годы, будут решать сами образовательные организации. Проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проходить по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи на ЕГЭ. 

Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.

 

В соответствии с утвержденным расписанием в штатном режиме с 15 марта по 20 мая 2022 года ученики всех классов каждой параллели 4-8 классов напишут проверочные работы по русскому языку и математике. В этот же период четвероклассники, помимо русского языка и математики, сдадут ВПР по предмету «Окружающий мир», а ученики 5-х классов  - по биологии и истории.  

С 1 апреля по 20 мая 2022 года учащихся 7 классов ждет мониторинг качества подготовки по английскому, немецкому и французскому языкам.  

Также с 15 марта по 20 мая 2022 года для параллелей 6,7 и 8 классов пройдут ВПР по истории, биологии, географии, обществознанию, 7 и 8 классов – по истории, биологии, географии, обществознанию и физике, 8 классов – по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии. Проверочные работы в 6-8 классах будут проводиться для каждого класса по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и двум предметам на основе случайного выбора. Информация о распределении предметов по классам в параллели будет предоставлена в образовательную организацию через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИСОКО).  

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования образовательного процесса, а органами управления образованием – для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, преподавателей, региональных и муниципальных органов управления образованием. 

Нормативные документы

Федеральный уровень

Приказ Рособрнадзора от 16.08.2021 № 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.01.2022 № 02-12 "О проведении ВПР в 2022 году"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.02.2022 № 02-25 "О внесении изменений в порядок и план-график проведения Всероссийских проверочных работ в 2022 году"

Порядок проведения всероссийских проверочных работ в 2022 году

План-график проведения всероссийских проверочных работ в 2022 году

Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ, направленные письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Региональный уровень

Распоряжение Комитета по образованию от 26.01.2022 № 125-р «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в формате всероссийских проверочных работ в Санкт‑Петербурге в 2022 году»

Распоряжение Комитета по образованию от 20.09.2021 № 2624-р «Об утверждении Программы профилактических мер («дорожной карты») по работе с государственными образовательными организациями Санкт‑Петербурга, реализующими основные общеобразовательные программы, демонстрирующими признаки необъективного проведения Всероссийских проверочных работ на 2021/2022 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию от 28.10.2019 № 3220-р «Об утверждении Технологической карты проведения Всероссийских проверочных работ в Санкт‑Петербурге»

Анализ всероссийских проверочных работ за 2020/2021 учебный год, подготовленный государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования "Санкт‑Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий"

Письмо Комитета по образованию от 05.10.2021 № 03-28-8619/21-0-0 "О направлении информации"

Письмо Комитета по образованию от 10.01.2022 № 03-28-28/22-0-0 «О контрольных измерительных материалах ВПР-2022»

Локальный документы

Приказ ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт-Петербурга от 26.11.2021 № 175-у "О проведении Всероссийской проверочной работы (ВПР) для обучающихся 4 классов"

Приказ ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт-Петербурга от 26.11.2021 № 175-у "Об участии в  проведении Всероссийских проверочных работ в 5-8, 11 классах в 2022 году"

Положение об организации и проведении ВПР  в ГБОУ СОШ № 516

Методические рекомендации по организации и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников

Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2021 № 03-28-695921-0-0 Об особенностях проведения школьного этапа ВсОШ в 2021-2022

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.12.4.3598-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

Приказ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) от 27.11.2020 №678 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников

Приказ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) от 29.10.2021 № 754 Об установлении сроков и графиков проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году

Распоряжение Администрации Невского района от 25.08.2021 № 4177-р Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в Невском районе Санкт-Петербурга в 2021-2022

Распоряжение Администрации Невского района Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2021 № 5244-р Об организации и проведении районного этапа всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге в 2021-2022 учебном году

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2021 № 2330-р О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2021 №2329-р Об утверждении Положения о предметно-методических комиссиях Санкт-Петербурга

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2021 №3367-р Об утверждении организационно-технологической модели проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2021 № 2906-р Об утверждении организационно-технологической модели и графика проведения всероссийской олимпиады школьников

 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16

Приказ (МИНПРОСВЕЩЕНИ РОССИИ) от 24.11.2020 №669 Об установлении сроков проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году

Приказ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) от 27.11.2020 №678 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников

Распоряжение Администрации Невского района от 01.09.2020 №3507-р Об организации и проведении школьного этапа всеросссийской олимпиады школьников в Невском районе в 2020-2021 учебном году

Распоряжение Администрации Невского района от 19.10.2020 № 4373-р Об организации и проведении районного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Невском рафоне в 2020-2021

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.11.2020 № 2079-р О внесении изменений в распоряжение КО от 19.10.2020 № 1920-р

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2021 № 309-р Об итогах проведения регионального этапа в 2020-2021 учебном году

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2021 № 591-р Об итогах проведения регионального этапа в 2020-2021 учебном году

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2014 № 5616-р О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2020 № 1920-р Об утверждении графика проведения районного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 508-р Об итогах проведения регионального этапа в 2020-2021 учебном году

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2014 № 5616-р О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2019 № 3546-р О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге в 2019-2020

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.10.2019 №2942-р Об утверждении графика районного этапа ВОШ в 2019-2020 учебном году

Распоряжение Администрации Невского района от 19.11.2019 № 3256-р Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Распоряжение Администрации Невского района от 08.11.2019 № 4350-р Об организации и проведении районного этапа всероссийской олимпиады школьников в Невском районе Санкт-Петербурга в 2019-2020

Приказ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) от 12.11.2019 № 604 Об установлении сроков проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020

Приказ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 30.08.2019 № 658 Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2019-2020 учебный год

Приказ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 18.11.20013 № 1252 с изменениями от 17.12.2015 № 1418

Приказ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 18.11.20013 № 1252 с изменениями от 17.03.2015 № 249

Приказ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 18.11.2013 № 1252 с изменениями от 17.11.2016 № 1435

Приказ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 18.11.2013 № 1252 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников