Функциональная грамотность 2022-2023

Уважаемые коллеги,

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) на своём сайте опубликовал Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности, который сформирован на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественно-научного цикла (биология, химия и физика), и содержит 900 заданий для учащихся 5-9 классов.

Также на сайте представлен Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся, включающий 700 заданий для учащихся 7 – 9 классов.

 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности: 

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • критическое мышление.

 С банком заданий можно познакомиться, перейдя по ссылке на страницу Института стратегии развития образования.

Полезные материалы по функциональной грамотности

Нормативное обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности в Санкт-Петербурге

1. Распоряжение Комитета по образованию от 03.10.2022 № 1936-р Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2022/2023 учебный год  

2.Письмо отдела образования Невского района от 28.10.2022 № 34-01 «Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»

3. Приказ № 205/1-лс от 10.11.20.22 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ № 516 на 2022/2023 учебный год 

4. Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 "О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности"

5.  ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год

6. План мероприятий,  направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа  №516 Невского района Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год

 7.Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

8.Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные прораммы, на 2021/2022 учебный год".

9. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 № 2920-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год".

10. Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

11.Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесение изменений в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

12. Приказ от 24.09.2021 №201/1-лс об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год

13. Приложение 1 "План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год "

14. Приложение 2. "Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт-Петербурга"

15. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 учебный год

16. Распоряжение комитета по функциональной грамотности на 2023/2024 учебный год

17. Письмо Министрества Просвещения "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности"

 

 

 

Обращаем Ваше внимание, что в феврале-апреле 2022 года пройдет цикл вебинаров "Формирование функциональной грамотности у обучающихся". Вебинары проводят методисты ГБУ "Информационно-методический центр". 21 февраля прошли три вебинара по функциональной грамотности:
Вебинар "Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по оценке функциональной грамотности. Работа на платформе РЭШ" (Вебинар проводит: Святова Е.Н., методист ГБУ ИМЦ по русскому языку и литературе)
Вебинар "Формирование и оценка естественно-научной грамотности. Работа на платформе РЭШ"(Вебинар проводят: Нечаева Г.А., методист  ГБУ ИМЦ по биологии и Маркова Е.Н., методист  ГБУ ИМЦ по географии)
Вебинар "Формирование математической грамотности. Работа на платформе РЭШ" (Вебинар проводит: Золотова А.В., методист  ГБУ ИМЦ по математике)

Материалы для формирования и оценки ФГ

Электронный банк заданий для оценки ФГ на платформе РЭШ: https://fg.resh.edu.ru  

Руководство пользователя для работы на платформе РЭШ:  https://resh.edu.ru/instruction   

Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся 7-9 классов на портале ФИПИ:

 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru

Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/

 

Видеоматериалы о развитии ФГ: https://cloud.mail.ru/public/BV1X/FKyhf49pt

Открытые задания PISA на портале ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

Видеозаписи мероприятий марафона по ФГ Академии Минпросвещения:

https://www.youtube.com/channel/UCPqVoV5SFoRKhX96fQqbgog/videos  
В соответствии с планом ГБУ "Информационно-методический центр" 16 марта состоялся  вебинар  "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка" . Вебинар проводят методисты ГБУ "Информационно-методический центр" - Присталова Ирина Анатольевна и Шаталов Антон Владимирович. Ссылка для подключения. 
В соответствии с планом ГБУ "Информационно-методический центр"  25 марта в 16:00 состоится вебинар «Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка». На вебинаре выступят  Моисеева Марина Александровна, методист ГБУ "Информационно-методический центр" и Пименова Наталья Анатольевна, учитель немецкого языка ГБОУ № 691  https://www.youtube.com/watch?v=Xm1dVXaVnWA
25 марта Методисты ГБУ "Информационно-методический центр" продолжают запись цикла вебинаров по теме "Формирование функциональной грамотности обучающихся". Ссылка на запись вебинара "Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС". Вебинар проводят - Сенина Ирина Александровна, методист ГБУ ИМЦ по химии и Кирьянова Алевтина Борисовна, заместитель директора по УВР ГБОУ лицей № 344, учитель химии ссылка https://www.youtube.com/watch?v=2m_cOOFy-5Q
29 марта в 14:00 состоится вебинар «Формирование функциональной грамотности на уроках информатики». Вебинар проводит Зилинских Анна Васильевна, методист ГБУ "Информационно-методический центр" и Попова Елена Петровна, учитель информатики ГБОУ № 625